Исследование строения и свойств чугунов типа “Ni-Resist” (нирезист), обладающих повышенной твердостью.
Панов А.Г.
Доклад на 5-й ММК «Теория и практика технологий производства изделий из композиционных материалов и
новых металлических сплавов», Москва, 2007.
Были исследованы опытные образцы чугунов типа нирезист с аустенитной матрицей и четырьмя различными вариантами
специальных карбидов. Вариант 1 отличался от всех вариантов по химическому составу и совпадал с вариантом 3 по
способу модифицирования. Варианты 2 и 3 не отличались между собой по химическому составу, а отличались по способу
модифицирования. Варианты 2 и 4 не отличались по способу модифицирования, но отличались по содержанию карбидообразующего
элемента вольфрама, в 4-м варианте его было больше на 0,3 %.
Результаты испытаний твердости опытных образцов чугунов по Бринеллю в соответствии с ГОСТ 9012 приведены в
табл.1. Полученные данные свидетельствуют о том, что твердость чугуна состава № 1 существенно отличается от
твердости экспериментальных чугунов других вариантов, кроме того, она даже превышает требуемые значения. Чугуны
экспериментальных вариантов № 2,3,4 имеют хорошие значения твердости, находящиеся на среднем уровне требований.
Таблица 1
Результаты испытаний твердости
№ варианта состава чугуна | 1 | 2 | 3 | 4 | Требования |
Среднее значение твердости по сечению отливки Д40 мм, НВ |
250 |
220 |
190 |
200 |
190 – 240 |
Исследования микроструктуры и элементного состава фаз и микрообъемов образцов экспериментальных чугунов
проводили при помощи сканирующего электронного микроскопа японской фирмы JEOL модели JSM-6460 LV. Исследовали строение
как шлифов, так и изломов чугунных отливок.
Микроструктура шлифа чугуна варианта 1 представляет собой дендритную аустенитную основу сложного состава. Графит
присутствует, в-основном, в пластинчатом виде. Пластинки тонкие и короткие, в-основном, междендритного распределения.
Находящиеся в плоскости сечения шлифа пластины имеют толщину не более 1 мкм и длину от 10 до 100 мкм. Встречаются
отдельные включения междендритного графита шарообразной формы с диаметром до 10 мкм. Такое распределение графита
не благоприятно из-за ухудшения антифрикционных свойств чугуна. Карбиды практически все имеют состав, близких
стехиометрической формуле Ме3C, где основную долю Ме занимают атомы Fe (порядка 65 %), меньше – Cr
(порядка 25 %) и в небольших количествах (порядка 3 %) – Mn. Не исключено, что эти карбиды образуют скелет, хотя
и недостаточно жесткий, имеющий большое количество разрывов, что способствует повышению прочности и износостойкости
с одной стороны, но приводит к склонности к задиру, повышению до не допустимого уровня твердости, понижению
пластичности и обрабатываемости с другой. В плоскостях шлифов имеется значительное количество неметаллических
включений, в-основном, шарообразной формы на основе сульфидов марганца, а также кальция размерами до 5 мкм.
Микроструктура шлифа чугуна варианта 2 представляет собой дендритную аустенитную основу сложного состава. Дендриты
по виду более короткие и толстые, чем в структуре чугуна 1, так же имеют равноосный характер. Графит присутствует в
двух видах: вермикулярный, собранный в розетки и шаровидный. Графит так же достаточно мелкий, в плоскости шлифа
размеры графита шаровидной формы имеют диаметр от 10 до 30 мкм, длина сечений графита вермикулярной формы доходит до 50,
редко – до 100 мкм.
Карбидов состава Ме3C, содержащих Fe,Cr и Mn, меньше, они не соединены в жесткий каркас,
распределены изолированно и равномерно. Эти включения карбидов кроме Mn содержат дополнительно W порядка 0,5 %. Кроме
карбидов Ме3C в структуре чугуна присутствуют карбиды, близкие по составу к стехиометрической формуле МеС,
содержащие в основном Nb, а также – W, Ti, Cr. Эти карбиды в большинстве представляют собой кристаллы с гранями
правильной гексагональной формы с размером в плоскости сечения до 10 мкм, они распределены изолированно и очень
равномерно. Такие карбиды в условиях абразивного и кавитационного воздействия должны выкрашиваться и, таким образом,
не должны повышать стойкость изделия.
Кроме того, присутствующих в структуре чугуна сульфидов значительно меньше по количеству. Сульфиды имеют шаровидную
форму размером до 1 мкм и представляют собой соединения серы с РЗМ (преимущественно – церия).
Микроструктура шлифа чугуна варианта 3 представляет собой дендритную аустенитную основу сложного состава. Графит
присутствует в основном в пластинчатом виде, кроме этого встречаются включения графита компактной (вермикулярной и
шаровидной) формы. Распределение графита менее равномерное, чем в предыдущих вариантах. Пластины в сечении шлифа имеют
длину от 50 до 150 мкм, компактные включения графита – до 50 мкм. Имеющиеся в структуре чугуна включения карбидов состава
Ме3C так же распределены и так же кроме Fe,Cr и Mn содержат дополнительно W.
Кроме карбидов Ме3C в структуре чугуна, как и в чугуне варианта 2, присутствуют карбиды МеС на базе NbС,
содержащие W, Ti, Cr. Однако из-за использования другого метода модифицирования, они имеют другую морфологию. В отличие
от чугуна варианта 2, в чугуне варианта 3 эти карбиды представляют собой не шарообразные кристаллы с гранями правильной
гексагональной формы, а фрактальные кусты, дающие в сечении шлифа вид, похожий на снежинку (рис.1.), с размером в плоскости
сечения до 100 мкм. Кусты карбидов распределены так же изолированно и очень равномерно. Такие карбиды в условиях абразивного
и кавитационного воздействия не должны выкрашиваться и, таким образом, должны значительно повышать стойкость изделия.
Рис. 1. Изображение микростроения куста карбида Nb, содержащего W, Ti, Cr в плоскости шлифа чугуна вариантов 3,4 (х500)
Микроструктура шлифа чугуна варианта 4 отличается от чугуна варианта 3 незначительно. Отличие заключается в более
равномерном распределении графита, чуть большем количестве карбидов на базе карбида ниобия, содержащих вольфрам, наличии
вместо сульфидов марганца сульфидов РЗМ. Однако эти отличия должны привести к более высоким эксплуатационным свойствам
рабочих органов насосов. Кроме того, анализ микроструктуры излома чугуна позволяет сделать предположение, что в структуре
чугуна имеются карбиды типа Ме3C, поверхность которых покрыта сложными карбидами, имеющих повышенное содержание
хрома, ниобия и вольфрама. Такая морфология карбидов должна еще больше повысить износостойкость чугуна.
Таким образом, исследования твердости и прочности экспериментальных чугунов твердого нирезиста показали, что
вариант 1 не удовлетворяет необходимым требованиям по значению твердости. Такая твердость может привести к значительным
сложностям при механической обработке. Чугуны 2 – 4 вариантов имеют примерно одинаковую твердость, соответствующую требованиям.
Анализ строения экспериментальных чугунов позволяет сделать прогноз о том, что все варианты чугунов должны
обладать примерно одинаковой стойкостью по отношению к абразивному и кавитационному износу благодаря примерно
одинаковому строению. Однако наибольшей стойкостью должен обладать чугун состава 4 благодаря более равномерному
распределению графита, наличию в структуре чугуна сложных карбидов типа Ме3C, поверхность которых покрыта
сложными карбидами хрома, вольфрама и ниобия. Такая морфология карбидов в структуре чугуна должна повысить эксплуатационные
свойства рабочих органов насосов.
Испытания образцов промышленных отливок, изготовленных из чугунов варианта 4, на износостойкость в масле с абразивом
показало повышение стойкости при нагрузке 0,2 МПа в среднем в 1,9, а при нагрузке 0,4 МПа – в 2,5 раза по сравнению с
износостойкостью базового чугуна-нирезиста. Достигнутый уровень эксплуатационных свойств не уступает уровню
свойств чугунов, легированных молибденом.
Автор: Панов А.Г.
Название статьи: Исследование строения и свойств чугунов типа “Ni-Resist”, обладающих повышенной твердостью.
Доклад на 5-й ММК «Теория и практика технологий производства изделий из композиционных материалов и
новых металлических сплавов», Москва, 2007.
Перейти к разделу "Статьи"
|