Исследование строения и свойств чугунов типа “Ni-Resist” (нирезист), обладающих повышенной твердостью. 
         Панов А.Г. 
        Доклад на 5-й ММК «Теория и практика технологий производства изделий из композиционных материалов и 
        новых металлических сплавов», Москва, 2007. 
        Были исследованы опытные образцы чугунов типа нирезист с аустенитной матрицей и четырьмя различными вариантами 
        специальных карбидов. Вариант 1 отличался от всех вариантов по химическому составу и совпадал с вариантом 3 по 
        способу модифицирования. Варианты 2 и 3 не отличались между собой по химическому составу, а отличались по способу 
        модифицирования. Варианты 2 и 4 не отличались по способу модифицирования, но отличались по содержанию карбидообразующего 
        элемента вольфрама, в 4-м варианте его было больше на 0,3 %. 
         Результаты испытаний твердости опытных образцов чугунов по Бринеллю в соответствии с ГОСТ 9012 приведены в 
        табл.1. Полученные данные свидетельствуют о том, что твердость чугуна состава № 1 существенно отличается от 
        твердости экспериментальных чугунов других вариантов, кроме того, она даже превышает требуемые значения. Чугуны 
        экспериментальных вариантов № 2,3,4 имеют хорошие значения твердости, находящиеся на среднем уровне требований.
         Таблица 1
         Результаты испытаний твердости
         
        | № варианта состава чугуна | 1 | 2 | 3 | 4 | Требования |  
        | Среднее значение твердости по сечению отливки Д40 мм,  НВ | 
        250 | 
        220 | 
        190 | 
        200 | 
        190 – 240 |  
         
        Исследования микроструктуры и элементного состава фаз и микрообъемов образцов экспериментальных чугунов 
        проводили при помощи сканирующего электронного микроскопа японской фирмы JEOL модели JSM-6460 LV. Исследовали строение 
        как шлифов, так и изломов чугунных отливок.
         Микроструктура шлифа чугуна варианта 1 представляет собой дендритную аустенитную основу сложного состава. Графит 
        присутствует, в-основном, в пластинчатом виде. Пластинки тонкие и короткие, в-основном, междендритного распределения. 
        Находящиеся в плоскости сечения шлифа пластины имеют толщину не более 1 мкм и длину от 10 до 100 мкм. Встречаются 
        отдельные включения междендритного графита шарообразной формы с диаметром до 10 мкм. Такое распределение графита 
        не благоприятно из-за ухудшения антифрикционных свойств чугуна. Карбиды практически все имеют состав, близких 
        стехиометрической формуле Ме3C, где основную долю Ме занимают атомы Fe (порядка 65 %), меньше – Cr 
        (порядка 25 %) и в небольших количествах (порядка 3 %) – Mn. Не исключено, что эти карбиды образуют скелет, хотя 
        и недостаточно жесткий, имеющий большое количество разрывов, что способствует повышению прочности и износостойкости 
        с одной стороны, но приводит к склонности к задиру, повышению до не допустимого уровня твердости, понижению 
        пластичности и обрабатываемости с другой. В плоскостях шлифов имеется значительное количество неметаллических 
        включений, в-основном, шарообразной формы на основе сульфидов марганца, а также кальция размерами до 5 мкм.
         Микроструктура шлифа чугуна варианта 2 представляет собой дендритную аустенитную основу сложного состава. Дендриты 
        по виду более короткие и толстые, чем в структуре чугуна 1, так же имеют равноосный характер. Графит присутствует в 
        двух видах: вермикулярный, собранный в розетки и шаровидный. Графит так же достаточно мелкий, в плоскости шлифа 
        размеры графита шаровидной формы имеют диаметр от 10 до 30 мкм, длина сечений графита вермикулярной формы доходит до 50, 
        редко – до 100 мкм. 
         Карбидов состава Ме3C, содержащих Fe,Cr и Mn, меньше, они не соединены в жесткий каркас, 
        распределены изолированно и равномерно. Эти включения карбидов кроме Mn содержат дополнительно W порядка 0,5 %. Кроме 
        карбидов Ме3C в структуре чугуна присутствуют карбиды, близкие по составу к стехиометрической формуле МеС, 
        содержащие в основном Nb, а также – W, Ti, Cr. Эти карбиды в большинстве представляют собой кристаллы с гранями 
        правильной гексагональной формы с размером в плоскости сечения до 10 мкм, они распределены изолированно и очень 
        равномерно. Такие карбиды в условиях абразивного и кавитационного воздействия должны выкрашиваться и, таким образом, 
        не должны повышать стойкость изделия.
         Кроме того, присутствующих в структуре чугуна сульфидов значительно меньше по количеству. Сульфиды имеют шаровидную 
        форму размером до 1 мкм и представляют собой соединения серы с РЗМ (преимущественно – церия).
         Микроструктура шлифа чугуна варианта 3 представляет собой дендритную аустенитную основу сложного состава. Графит 
        присутствует в основном в пластинчатом виде, кроме этого встречаются включения графита компактной (вермикулярной и 
        шаровидной) формы. Распределение графита менее равномерное, чем в предыдущих вариантах. Пластины в сечении шлифа имеют 
        длину от 50 до 150 мкм, компактные включения графита – до 50 мкм. Имеющиеся в структуре чугуна включения карбидов состава 
        Ме3C так же распределены и так же кроме Fe,Cr и Mn содержат дополнительно W.
         Кроме карбидов Ме3C в структуре чугуна, как и в чугуне варианта 2, присутствуют карбиды МеС на базе NbС, 
        содержащие W, Ti, Cr. Однако из-за использования другого метода модифицирования, они имеют другую морфологию. В отличие 
        от чугуна варианта 2, в чугуне варианта 3 эти карбиды представляют собой не шарообразные кристаллы с гранями правильной 
        гексагональной формы, а фрактальные кусты, дающие в сечении шлифа вид, похожий на снежинку (рис.1.), с размером в плоскости 
        сечения до 100 мкм. Кусты карбидов распределены так же изолированно и очень равномерно. Такие карбиды в условиях абразивного 
        и кавитационного воздействия не должны выкрашиваться и, таким образом, должны значительно повышать стойкость изделия.
 
          
        
 Рис. 1. Изображение микростроения куста карбида Nb,  содержащего W, Ti, Cr в плоскости шлифа чугуна вариантов 3,4 (х500)        
        
         Микроструктура шлифа чугуна варианта 4 отличается от чугуна варианта 3 незначительно. Отличие заключается в более 
        равномерном распределении графита, чуть большем количестве карбидов на базе карбида ниобия, содержащих вольфрам, наличии 
        вместо сульфидов марганца сульфидов РЗМ. Однако эти отличия должны привести к более высоким эксплуатационным свойствам 
        рабочих органов насосов. Кроме того, анализ микроструктуры излома чугуна позволяет сделать предположение, что в структуре 
        чугуна имеются карбиды типа Ме3C, поверхность которых покрыта сложными карбидами, имеющих повышенное содержание 
        хрома, ниобия и вольфрама. Такая морфология карбидов должна еще больше повысить износостойкость чугуна.
         Таким образом, исследования твердости и прочности экспериментальных чугунов твердого нирезиста показали, что 
        вариант 1 не удовлетворяет необходимым требованиям по значению твердости. Такая твердость может привести к значительным 
        сложностям при механической обработке. Чугуны 2 – 4 вариантов имеют примерно одинаковую твердость, соответствующую требованиям.
         Анализ строения экспериментальных чугунов позволяет сделать прогноз о том, что все варианты чугунов должны 
        обладать примерно одинаковой стойкостью по отношению к абразивному и кавитационному износу благодаря примерно 
        одинаковому строению. Однако наибольшей стойкостью должен обладать чугун состава 4 благодаря более равномерному 
        распределению графита, наличию в структуре чугуна сложных карбидов типа Ме3C, поверхность которых покрыта 
        сложными карбидами хрома, вольфрама и ниобия. Такая морфология карбидов в структуре чугуна должна повысить эксплуатационные 
        свойства рабочих органов насосов.
         Испытания образцов промышленных отливок, изготовленных из чугунов варианта 4, на износостойкость в масле с абразивом 
        показало повышение стойкости при нагрузке 0,2 МПа в среднем в 1,9, а при нагрузке 0,4 МПа – в 2,5 раза по сравнению с 
        износостойкостью базового чугуна-нирезиста. Достигнутый уровень эксплуатационных свойств не уступает уровню 
        свойств чугунов, легированных молибденом.
         Автор: Панов А.Г.
         Название статьи: Исследование строения и свойств чугунов типа “Ni-Resist”, обладающих повышенной твердостью.
         Доклад на 5-й ММК «Теория и практика технологий производства изделий из композиционных материалов и 
        новых металлических сплавов», Москва, 2007.
        
         
          
        
        Перейти к разделу "Статьи"
                  |